Фрагмент для ознакомления
2
конфликт, под которым в самом общем смысле понимают противоречие различных как объективных, так и субъективных тенденций в мотивах, от-ношениях, действиях и поведении личностей, групп и других объединений.
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе взаимодействия индивидов в об-ществе. Большую часть времени, которые проводят на работе, контакти-руя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя сов-местную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графи-ке общения возникает масса причин, по которым индивиды не совсем пра-вильно понимают друг друга, что и приводит к спорам и разногласиям. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу к достижению по-ставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт .
Как известно, конфликт имеет субъективную природу, и поэтому не-обходим анализ всей совокупности факторов, предопределяющих его воз-никновение. Даже внутри предприятия, по мере того как оно становится более специализированным и растет число его подразделений, почва для противоречий только расширяется.
Ю.Г. Запрудский рассматривает конфликт как социальное явление. И предлагает следующее определение: социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству .
В современном обществе считает Желтухин А.И. существует беско-нечное множество причинно-следственных связей и зависимостей. И кон-фликты здесь не представляют исключения, они могут порождаться самы-ми различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и еди-ничными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д. .
Объективные факторы возникновения конфликтов по мнению Дмит-реева А.В. это современная конфликтология которая выделяет следующие объективные причины конфликта:
- ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
- взаимозависимость ответственности и заданий;
- несогласованность целей разных групп работников;
- плохие коммуникации;
- нечеткое распределение прав и обязанностей;
- некомпетентность, несоответствие занимаемой должности;
- чрезмерная загруженность сотрудников, превышающая личные возможности;
- неблагоприятный стиль руководства;
- плохие условия труда;
- инновации, нововведения на производстве;
- недостаточная разработанность правовых норм и процедур;
- слабая разработанность этических нормативов и отсутствие комите-тов или комиссий по этике.
Следует отметить, что каждому руководителю необходимо пони-мать, чем меньше уровень конфликтности, тем благоприятней будет орга-низационный климат на предприятии. Следовательно, все предприятия в целом будут получать больше выгод, чем убытков .
Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный фено-мен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами.
Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиоз-ным и т.д. Но каждый из нас так же знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам. Ко-му, например, не знакома внутренне напряженная ситуация “и хочется и колется” (стремление начать новое дело, испытать новые ощущения, с од-ной стороны, и боязнь потерять то, что имеешь, боязнь наказания, с дру-гой) или проблема буриданова осла (когда приходится выбирать между двумя одинаковыми по значимости ценностями).
Это многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов.
Учитывая характер объекта конфликта, в науке конфликтологии вы-деляют два вида конфликтов: реалистический и нереалистический. Их со-держание обосновано в табл. 3.
Таблица 3 – Содержание конфликта
Вид Содержание конфликта
Реалистический Конфликт, служащий средством для достижения какого-либо резуль-тата, находящегося вне конфликта. При этом если желаемый резуль-тат, может достигаться другими средствами, то они должны быть применены. В этом случае конфликт является лишь одной из не-скольких возможностей для достижения цели. Именно данный вид конфликта выступает средством достижения реальных объектов и лежит за рамками самого противоборства.
Нереалистиче-ский
При возникновении данного вида объект неотделим от самого кон-фликта и совпадает с ним. Так, существуют случаи, когда конфликт возникает исключительно из-за агрессивных импульсов, которые ищут для себя выражения. При этом сам предмет, на который он направлен, не представляет никакого значения, он выбирается со-вершенно спонтанно. Менее стабилен по сравнению с реалистиче-ским.
Современная наука конфликтология подразделяет всех участников конфликта на основных (прямых) и не основных (косвенных).
Основные участники конфликта - это всегда прямые, непосредствен-ные стороны, участвующие в противоборстве. Им принадлежит решающая и наиболее активная роль в его возникновении и развитии.
Поэтому их именуют субъектами, или оппонентами конфликта.
В современном обществе существует бесконечное множество при-чинно-следственных связей и зависимостей. И конфликты здесь не пред-ставляют исключения, они могут порождаться самыми различными при-чинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материаль-ными и идеальными, объективными и субъективными и т. д.
Рассмотрим следующую группировку причин конфликтов:
- противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов;
- объективные факторы возникновения конфликтов;
- личностные факторы возникновения конфликтов.
По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают: внешние (межличностные, между личностью и группой, межгрупповые); внутренние (внутриличностные).
С точки зрения организационных уровней конфликты делятся на:
а) вертикальные – конфликты между разными уровнями иерархии;
б) горизонтальные – конфликты между отдельными направлениями деятельности организации, между формальными и неформальными кол-лективами.
Кроме того, конфликты можно разделить на объективные (есть кон-кретная объективная причина); субъективные (в основе конфликта лежат эмоции) .
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Существуют 2 полярных точки зрения о причинах конфликта в организации:
1) конфликт является неотъемлемым свойством человеческого харак-тера, стремлением к доминированию, первенству — субъективные причи-ны;
2) конфликт вызывается объективными причинами, не зависящими от личности.
К причинам появления конфликтных ситуаций в организации отно-сятся:
а) неправильные действия руководителя из-за отсутствия у него опы-та;
б) недоработки в организации производственных процессов, плохие условия труда, неэффективные формы его стимуляции;
в) расхождение во мнениях работников при оценке явлений произ-водственной жизни;
г) ошибочное поведение руководителя, столкновение со стереотипа-ми,
установившимися в сознании подчинённых под давлением стилей ра-боты прежних руководителей;
д) расхождения интересов людей и их функций в трудовой деятель-ности;
е) несоблюдение внутригрупповых норм поведения, распад коллек-тива на группировки, появление споров между разными категориями ра-ботников;
ж) личностные характеристики отдельных людей — особенности по-ведения, отношения к труду и коллективу, склад характера;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. — № 256. — 31.12.2001.: с изм. и доп. на 01.07.2012. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/5218620/
2. Буянова М.О. Трудовые споры. – «Проспект», 2014.
3. Гpишинa Н.В. Пcиxoлoгия кoнфликтa. – 2-e изд. CПб.: Питep, 2013. – 538 c.
4. Гришина Н. В. Психология межличностного конфликта: Авто-реф. дис. докт. псих. наук. / Гришина Н. В. – СПб : изд-во «СПбГУ», 2015. – 159 с.
5. Желтухин А. И. Социологическая концепция конфликта: Со-циологические исследования. / Желтухин А. И. – М. : «ЮНИТИ», 2014. – № 4. – С. 140-144.
6. Запрудский Г. В. Социальные конфликты. Политологический аспект. / Запрудский Г. В. – Ростов н/Д : «Феникс», 2015. – 120 с.
7. Зайцев А. К. Социальный конфликт. / Зайцев А. К. – M : «Ака-демия», 2007. – С. 62 - 63.
8. Зигерт В. Руководитель без конфликтов. / Зигерт В., Ланг Л. – М. : «Экономика», 2016. – 216 с.
9. Кожевников М.В. СТАТЬЯ "УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТА-МИ" // Материалы VIII Международной студенческой электронной науч-ной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2017/2299/27226 (дата обращения:20.03.2018).
10. Лазарева О.В., Тихонова Е.В., Старостин М. Е. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре ме-диации)». — М., 2011.
11. Трудовое право / под ред. О. В. Смирнова. – М. : Проспект, 2017. – 370 с.
12. Фелау Э.Г., Конфликты на работе: Как их распознавать, раз-решать, предотвращать. – М.: Омега-Л, 2016. – 116 с.
13. Журнал «Конфликтология» http://conflictology.ru
14. Конфликтология http://www.igidravlika.com/
15. Научно-практический журнал «Конфликтология и жизнь» http://confstud.ru/